Предисловие к изданию (II)
Художник Андрей Геннадьевич Поздеев (1926-1998) - прежде всего живописец, и тот всевозрастающей интерес к его творчеству, который наблюдается в последние годы, связан с его изумительными живописными холстами. Между тем мало кому, включая горячих поклонников творчества этого художника, известно, что он оставил редкое по разнообразию графическое наследство - рисунки карандашом, углем, фломастером, кистью, офорты, линогравюры, монотипии и тд. Во всех этих работах -печать руки большого мастера и его большого открытого сердца. Ясность замысла, цельность композиции, лаконизм, изящная линия и при этом абсолютная свобода самовыражения - все эти достоинства в изобилии встречаются в его графических работах.
Несмотря на то, что графика Поздеева является не самой значительной по объему частью его творчества, это не есть лишь вспомогательный инструмент, связанный с поисками новых выразительных средств, хотя здесь и имеется достаточное количество эскизов к большим полотнам, которые скорее можно охарактеризовать как первоначальные замыслы будущих композиций. Графика Поздеева - совершенно самостоятельная и весьма существенная часть творчества художника, требующая отдельного специального внимания и исследования. В рамках трехтомной монографии под общим названием «Мир Андрея Поздеева» мы подготовили вторую книгу: «Графика. Акварель», которую выносим на суд ценителей изобразительного искусства.
Акварели художника, которым он посвятил не очень продолжительный период своего творчества (в основном 60-70-е годы) включены в издание отдельной главой. Эти работы совпадают по времени с периодом программного «возрождения» техники акварели в СССР, благодаря которому работы художника были допущены к участию в серьезных официальных выставках. Как теперь очевидно, именно в этой технике в наибольшей степени проявился редкий живописный дар художника. Светоносность, редкая по богатству цветовая гамма, своеобразное буйство красок - главная притягательная сила акварелей.
Однако Поздеев одинаково мастерски работал и без цвета, оперируя лишь белым и черным полями - заливкой тушью, штриховкой, контрастами пятен в гравюре. Главное, что объединяет акварели и черно-белую графику Поздеева - забота о полном слиянии, синтезе образа и выразительных средств, всегда подчиненных плоскостной архитектонике бумажного листа. Данное издание было осуществлено в сотрудничестве с Норильской картинной галереей - одним из первых музеев страны, по достоинству оценившим творчество официально непризнавае-мого «формалиста» и обладающим одной из лучших коллекций акварелей А.Г. Поздеева.
Издание приурочено к первой персональной выставке графики А. Г. Поздеева, которая открывается в залах Московского музея современного искусства. Выражаем искреннюю благодарность вдове художника В.М. Поздее-вой, супругам Сергиенко, а также В.Г. Ваганову, А.Д. Грицай, В.В. Леонидову, Е.Н. Фрамполь за помощь в осуществлении издания.